Каждое четвертое сносимое в Санкт-Петербурге и Ленобласти здание становится источником вторичных строительных материалов. При этом 5 лет назад, лишь 10% демонтажных работ сопровождались рециклингом отходов. Об этом заявляют специалисты демонтажной компании "Арасар" на основании собственных исследований и мониторинга тендеров, публичных закупок и запросов от редевелоперов в Петербурге и области в 2014-2016 гг. По их мнению, рециклинг становится драйвером демонтажной отрасли и частично нивелирует снижение объемов рынка сноса. Выделяются три основные причины роста этого направления.

Модернизация
Основными потребителями услуги переработки отходов в 2014-2016 гг. выступили крупные промышленные предприятия, запустившие модернизацию со сносом старых производственных сооружений и возведением новых.

"Несмотря на спад в экономике, за последние два года на территории РФ модернизацию провели несколько сотен предприятий легкой и химической промышленности. Причина — рост конкурентоспособности на внешних рынках, благодаря ослаблению национальной валюты, и процесс импортозамещения. Производственники просто воспользовались ситуацией и постарались нарастить свои объемы. Спрос на демонтаж с рециклингом стал стабилен, мы, как и наши коллеги, постоянно участвуем в подобных проектах", — объясняет заместитель генерального директора "Арасар" Николай Афонин. Также, по его словам, заказчики стали гораздо лучше разбираться в нюансах переработки отходов.

Реновация территорий
Девелоперы проявляют интерес к вторичным материалам по причине стремительного сокращения пятен под застройку в черте города. Масштабные проекты жилой застройки все чаще реализуются на ранее застроенных территориях, требующих предварительной зачистки. Ограничения по нагрузке на ось грузовых автомобилей также стимулируют застройщиков в центре города использовать то, что "под ногами", а не завозить материал для временных сооружений из области.

В обоих случаях вторичные материалы используются в строительстве: для отсыпки строительных площадок, подъездных дорог, стабилизации грунтов и так далее.

Экологическое сопровождение
Наконец, общая для всех заказчиков рециклинга статья расходов — экология. Вывоз отходов с утилизацией всегда обходился составлял значительную часть демонтажных работ. И совсем недавно цены ещё выросли.

С 1 июля 2016 года в составе услуги увеличилась стоимость транспортировки отходов, примерно, на 30%. Причина — постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности". Среди новых требований — лицензия на перевозку отходов, получение которой требует дополнительных финансовых затрат: на сбор документов и на получение самого разрешения.

Что дальше
Ежегодно в результате демонтажа зданий и сооружений в России образуется от 15 до 20 млн кубометров отходов. Из них 9-13 млн кубометров приходится на долю бетонного и кирпичного боя — основного источника вторичных материалов.

Несмотря на такой потенциал, бурный рост рециклингу специалисты "Арасар" не прогнозируют: по их оценке в дальнейшем лишь порядка 50-60% зданий будут сноситься с последующей переработкой. Основная причина в том, что могут быть использованы только переработанные материалы пятого класса опасности — полностью нейтральные. В отдельных случаях, например, на крупных промплощадках, используются материалы четвертого класса. Соответствующее заключение выдается по результатам лабораторного обследования каждой партии отходов.

"Перспективные объёмы поддаются лишь приблизительной оценке, поскольку существенная часть отходов в России утилизируется далеко не сразу. Или же, с целью экономии, передается сомнительным компаниям, готовым за невысокую плату организовать незаконное размещение отходов", — отмечает Николай Афонин.